Это персональный сайт, созданный для друзей и знакомых, последователей традиции гаудиа-вайшнавизма.

Он не выражает интересы какого-либо религиозного объединения и не ставит перед собой цель привлечения в религиозные организации или объединения.

Размещенные на нем материалы могут содержать личный духовный или религиозный опыт, фотографии, аудио- и видео записи обрядов или церемоний.

Если чтение, прослушивание или просмотр таких материалов являются неприемлимыми - пожалуйста, покиньте этот сайт.

Если Вы считаете, что какие-либо материалы, размещенные на данном сайте противоречат законодательству РФ - пожалуйста, сообщите об этом администратору по адресу info@balaramovka.ru.

Нажимая кнопку "Продолжить" Вы подтверждаете, что являетесь совершеннолетним дееспособным гражданином, и что изложенная выше информация Вами прочитана и правильно понята.

 
Ежедневно в 8-00
Шримад Бхагаватам класс
Мангала арати
Ежедневно в 5-00
28 июня 2013
Вишнурата прабху:

Почему мы поклоняемся Богу в образе Божества?

«Каждый может осознать, что арчана содержит нечто большее, чем просто предложение атрибутов Божеству. Арчана вовлекает в разнообразную и поддерживающую деятельность, необходимую для утверждения чистоты преданности и концентрации, без которых внешнее поклонение превращается в сухой ритуал»
В истории человечества скульптурные изображения всегда играли очень важную роль, прежде всего идеологическую. В камне и в бронзе, в гипсе и золоте скульпторы ваяли великих правителей, царей и диктаторов, военачальников и героев, мыслителей, музыкантов и поэтов, героев социалистического труда, политиков, футболистов и клоунов, рабочих и колхозниц, пионеров и комсомольцев, а также не менее заслуженных животных, например, верных псов. В музее мадам Тюссо вы увидите слепленных из воска президентов, спортсменов, сыщиков, актеров и других суперменов, которые, к тому же, еще и одеты в оригинальные костюмы кумира. Человеку присуща творческая способность воспроизводить и запечатлевать образ звезд своего времени, причем отнюдь не всегда для того, чтобы его подвигами могли восторгаться будущие поколения – чаще для того, чтобы здесь и сейчас, пользуясь посмертной маской авторитета, утверждать свои собственные интересы.
Но стоит зайти речи о скульптурном изображении Бога, как мы тут же теряемся и смущаемся. Одни сразу начинают говорить о безнравственности вторжения в калашный ряд тонких духовных сфер, другие вспоминают о язычестве или идолопоклонстве.
В разных духовных традициях по-разному относятся к самой идее изобразить Бога. Иногда Его вообще даже не принято изображать как бы то ни было. Однако в классической, дошанкарийской ведической традиции, основанной на понимании именно личностной природы Всевышнего, науке поклонения Богу через Его образ уделялось чуть ли не первостепенное значение. Арчана была возведена в ранг высшего искусства, в котором тесно переплетались сведения из смрити и шрути, филигранная мысль и несокрушимая логика веских аргументов, а также трансцендентный йогический интуитивный опыт возвышенных личностей.
Так в чем же заключается смысл арчаны? В преддверии Брахмотсавы московских Божеств мы обратились за разъяснениями к главному пуджари московского храма Кришны Шриману Вишнурате Прабху, который совершает это служение постоянно более 20 лет.
Существует мнение о том, что наделение религиозной атрибутики сверхъестественной, божественной силой говорит лишь о невежестве верующего человека, о его неспособности ощущить Бога в некоем чистом, первозданном виде внутри себя. Находит ли такая точка зрения свое подтверждение и в теологии учения о Кришне?
Для вайшнавов нет такого понятия как «наделение религиозной атрибутики сверхъестественной, божественной силой». Арчана основана на Священных писаниях, в которых говорится о том, как Господь проявляется в этом мире. Можно сказать, что арчана больше предназначена для «невежественных» людей, не способных видеть Господа своими глазами, но при этом великие святые, такие, как шестеро Госвами Вриндавана, имевшие непосредственное общение с Кришной, никогда не отказывались от поклонения Божеству. Они строили храмы и поклонялись Божествам, потому что это не просто «наделение религиозной атрибутики силой», Божество – это Сам Господь.
При этом стоит отметить, что поклонение Господу в своем сердце также описывается в Ведах. Так, в Гаутамиятантре говорится, что мысленное поклонение Божествам особенно подходит для санньяси, ибо у них нет никакой собственности. В Нарадапанчаратре Господь Нараяна называет мысленное поклонение Божествам манасапуджей. Манасапуджа способна избавить человека от всех четырех видов материальных страданий. Мысленное поклонение Божествам меньше всего зависит от обстоятельств. Один из нава-йогендр, Авирхотрамуни, говорит в Шримад Бхагаватам, что Божествам можно поклоняться, просто повторяя все необходимые мантры. В шастрах упомянуто восемь типов мурти, и один из них — это Божество, созданное в уме. В связи с этим в Брахма-вайвартапуране рассказывается следующая притча.
Давным-давно в городе Пратиштханапури жил один очень бедный брахман, который, однако, не чувствовал себя обделенным и не имел никаких греховных помыслов. Как-то раз ему довелось присутствовать на собрании брахманов, где обсуждалось поклонение Божествам в храме. И там он услышал, что Божеству можно поклоняться в уме. Позже, совершив омовение в реке Годавари, брахман принялся мысленно поклоняться Господу. Он мысленно мыл храм, а затем мысленно же приносил в золотых и серебряных кувшинах воду из всех святых рек. Он собирал всевозможные ценные предметы, необходимые для поклонения в храме, и совершал это поклонение со всей пышностью, начиная с купания Божества и заканчивая проведением арати. Так он поклонялся Господу и чувствовал себя необычайно счастливым. Прошло много лет, и вот однажды брахман мысленно приготовил на масле ги очень вкусный рис с молоком и сахаром, чтобы предложить его Господу. Когда рис был готов, он выложил его на золотое блюдо и уже хотел было поднести Кришне, но сначала решил проверить, не слишком ли рис горяч, и прикоснулся к нему пальцем. Рис оказался настолько горячим, что брахман ожег палец. Когда брахман по-настоящему ожегся рисом, который он мысленно приготовил для Господа, Господь Вишну, повелитель Вайкунтхи, загадочно улыбнулся. Богиня процветания Лакшми спросила Господа, почему Он улыбается. Тогда Господь Вишну велел Своим приближенным доставить брахмана на Вайкунтху. Так этот брахман обрел самипью — освобождение, после которого душа всегда живет рядом с Верховным Господом.
Какое место поклонение Божеству, то есть арчана, занимает в традиции кришнаитов? Каким оно было  в прежние эпохи и каким стало сейчас?
Господь Чайтанья учил, что основным методом познания Бога в век Кали должно быть слушание и воспевание святых имен Господа. Таким образом, харинамакиртана – есть сущность всех духовных практик, посредством которой можно постоянно помнить о Кришне. И, тем не менее, хотя преданные могут достичь совершенства, просто прибегнув под защиту Святого имени, ачарьи советуют нам занять себя в поклонении Божествам в качестве вспомогательной садханы в дополнение к киртану, поскольку арчана способствует уменьшению материальных загрязнений и проявлений непреданности Богу. Также она умиротворяет материально возбужденный ум, так как занимает все наши чувства в непосредственном служении Всепривлекающей Божественной личности.
Шрила Прабхупада пишет: «Иногда преданные-неофиты полагают, что могут продолжать шраванакиртану без поклонения Божествам, но практика шраванакиртана предназначена для возвышенных преданных, таких, как Харидас Тхакур, который практиковал процесс шраванакиртаны, не поклоняясь Божествам. Однако нам не следует искусственно имитировать Харидаса Тхакура и отказываться от поклонения Божествам, просто пытаясь практиковать шраванакиртану.
( Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 19.152, комментарий Бхактиведанты)
Распространено ли почитание Божеств в Индии в наши дни? С какой целью индусы поклоняются Божествам? Кому из небожителей поклоняются чаще других? Существуют ли "коммерческие боги"?
Одним из самых известных храмов Индии считается храм Баладжи. Это место – одно из наиболее популярных центров паломничества в Индии. Каждый верующий индус мечтает побывать здесь хотя бы раз в жизни. Стояние в очереди для того, чтобы взглянуть на Божество в течении пары минут, занимает от 3 до 10 часов, в праздники же люди стоят по нескольку дней. А ведь речь идет о сотнях тысячах паломников! Не менее известен храм в Джаганнатхапури, куда на праздник Ратха-ятры съезжается миллион человек. И это не преувеличение, любой желающий может проверить этот факт, посмотрев трансляцию или запись по интернету. Так что можно уверенно констатировать, что в отличие от других мировых религий индуизм только набирает силу. Что касается «коммерческих богов», то большинство людей идет в храмы со своими вполне понятными проблемами, и я бы не стал выделять в этом отношении какую-то отдельную духовную практику.
В чем особенности национальной арчаны в России?
В целом западные люди склонны уделять больше внимания внешним аспектам богослужения. Нам очень нравится красиво украшать храм и Божество, но учить различные молитвы, изучать тонкости богослужения мы не любим.
Какими же качествами должен обладать человек, который хочет поклоняться Богу в образе мурти?
У него должно быть желание постичь личностную природу Господа, а это означает желание изучать то, что нравится Богу как ЛИЧНОСТИ. Конечно, Шри Кришна больше всего ценит в нашем служении любовь. В Бхагавадгите Господь говорит Арджуне: «Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение».  Но любовь наша как раз и должна проявляться в желании делать все так , как хочет Кришна. Если мы хотим действительно достичь отношений с Богом, то мы будем изучать, какие мелодии лучше всего использовать во время службы, какие цветы, какие молитвы предлагать, какие праздники организовывать. Все это описано в книгах Шрилы Прабхупады, нужно просто их изучать.
Может все-таки такое поклонение – это лишь удел избранных?
Панчаратра описывает 5 анг, или разделов науки поклонения Божеству. Из них только первый раздел относится непосредственно к предложению богослужения на алтаре. Кто-то моет и украшает храм, кто-то прославляет Божество, публикуя информацию о Нем на сайте Кришна.ru, кто-то готовит угощение для гостей – все это есть часть поклонения. Мы можем использовать свою природу в служении. Священный текст Панчаратрапрадипа утверждает: «Каждый может осознать, что арчана содержит нечто большее, чем просто предложение внешних атрибутов Божеству Господа; скорее она вовлекает в разнообразную и поддерживающую деятельность, необходимую для утверждения чистоты преданности и концентрации, без которых внешнее поклонение превращается в сухой ритуал». Если человек очень хорошо подметает двор с осознанием того, что он делает это для Господа, то это тоже часть арчаны
Должно ли храмовое поклонение быть обязательно пышным?
Божество может быть не удовлетворено одной лишь преданностью пуджари, особенно если это касается публичного храмового поклонения; скорее, преданные должны проявить свою преданность, энергично стараясь предложить хорошие подношения, как говорится в приведенном выше стихе. Шрила Прабхупада выделил пять главных предметов, которые можно предлагать Божеству, чтобы удовлетворить Его: первоклассные благовония, цветы, яства, одеяния и украшения. Не важно, простое или сложное поклонение Божеству проводится в храме – нам следует уделять особое внимание тому, чтобы эти пять видов параферналий соответствовали очень высокому стандарту.
В чем, на Ваш взгляд, заключается смысл жертвоприношений, обрядов и ритуалов? Дают ли они то, что от них ждут?
Смысл любой религиозной деятельности в том, чтобы человек развил личностные отношения с Господом. Проводя ежедневное поклонение, устраивая праздники и фестивали, мы приглашаем Кришну войти в нашу жизнь, мы делаем его центром всей нашей деятельности. Таким образом живое существо может достичь совершенства. При этом важно понимать, что преданный – это не оторванный от окружающего мира, не какой-то замкнутый человек. Вот как в Шримад Бхагаватам  описывается цель поклонения Божеству:
«Исполняя предписанные обязанности, преданный должен поклоняться Божеству, образу Верховной Божественной личности, до тех пор, пока не ощутит Мое присутствие в своем сердце, и в сердцах всех остальных живых существ".
Такое понимание служит основой для нашего социального служения людям. И если принимать эту концепцию как цель обрядов, то можно видеть, что результат приходит. Движимые осознанием того, что Господь присутствует в сердцах всех живых существ, вайшнавы стараются помочь всем людям. Я знаю множество примеров величайшего сострадания, которое проявляют преданные. Лучший пример – это Шрила Прабхупада, который в весьма преклонном возрасте пересек океан, чтобы помочь людям Запада прекратить страдания, связанные с принятием материальной концепции. Это его сострадание проявляют также и его многие последователи.
Как Вы лично воспринимаете людей, на которых смотрите из алтаря во время пуджи?
Каждый человек, пришедший на даршан Божества – это гость Господа, гость Шрилы Прабхупады. Пуджари – слуга Божеста и, как следствие, слуга его гостей. Одна из обязанностей священнослужителя – оказать должный прием таким гостям. Поэтому мы стараемся поддерживать в нашем храме традицию, заложенную Шрилой Прабхупадой, согласно которой каждый гость получает прасад от Божеств. Это требует больших усилий, но мы стараемся поддерживать эту традицию.
Каковы на перспективы арчаны в России?
Вне всякого сомнения, интерес к ведической традиции в России, как и во всем мире, растет. Мы видим, что многие элементы этой культуры проникают в жизнь россиян безо всякой поддержки со стороны таких организаций, как ИСККОН. Шрила Прабхупада дал толчок этому развитию и сейчас многие вещи развиваются уже независимо от нас. Можно видеть то, как развивается вегетарианство, интерес к таким наукам, как Васту, и так далее. Знакомясь с внешними атрибутами ведической культуры, люди начинают интересоваться более глубокими вещами, в том числе и системой поклонения Божествам. В городе Маяпуре, что в Бенгалии, существует школа по изучению практики и теории арчаны для западных людей. Сейчас там половина студентов – именно из России. Они даже организовали отделение для тех, кто не говорит по-английски. Это очень хорошая тенденция, тенденция к углубленному изучению науки поклонения Божеству. К сожалению, иногда можно видеть, что человек приезжает из Индии с чемоданом фигур разных Божеств. Ему в Индии и то Божество понравилось, и это. У некоторых, бывает, вся квартира заставлена разными фигурами, а что делать со всеми ними, люди не представляют. Это не арчана, а музей разных диковинок. Изучая науку служения Господу, развивая с Ним отношения, наша душа получает очень глубокое удовлетворение. Люди чувствуют это и потому стремятся научиться этой системе. Так что перспективы самые хорошие.
Вопросы задавал Ядунандана-дас
Фото Ананда-Говинды-даса